Это многостраничный печатный вид этого раздела. Нажмите что бы печатать.

Вернуться к обычному просмотру страницы.

Обзор приложений для создания баз знаний

Исключительно прикладное назначение приложений для создания баз знаний. В этих обзорах отсутствует документация, а происходит анализ каждого приложения для достижения практических целей при создании корпоративной базы знаний.

Выбор инструментов для баз знаний

Для выбора инструмента по созданию баз знаний важно подходить не с позиции, что работает у моего знакомого или что занимает высший рейтинг в аналитических обзорах, а что вам конкретно нужно для решения задач вашего бизнеса.

Оценка в выборе инструмента иногда сводится к очень многогранному анализу и для принятия решения требует ваших экспертных знаний и знаний ваших консультантов.

В этом разделе мы делаем обзоры различных систем и приложений для создания баз знаний, но для удобства анализа и принятия решения все рассматриваемые продукты будут оцениваться с точки зрения достижения заявленных целей для корпоративной базы знаний.

В предыдущих обзорах мы уже рассматривали, какие цели могут ставить руководители компаний, решение которых значительно упрощается с применением корпоративных баз знаний.

Для наших обзоров инструменты будут оцениваться с точки зрения эффективности и достижимости заявленных целей.

Номер Критерий оценки Комментарии
1 Требования к ресурсам Оборудование, сети, пропускные способности каналов, требования к рабочим станциям и т.д
2 Степень вовлеченности сотрудников Оценивается по нескольким критериям (наполнение БЗ, структурирование БЗ, выдача знаний)
3 Требования к уровню квалификации сотрудников для использования БЗ Владение ПК, специальными устройствами, дизайн, структурное мышление …
4 Возможность масштабирования и расширения под параллельные задачи Разделение на сектора, назначение различных целей, распределенный доступ
5 Распределенный доступ сотрудников к знаниям Права и роли при доступе к знаниям, безопасность доступа
6 Безопасность хранения данных Резервирование, несанкционированный доступ, закрытые сегменты данных
7 Независимость от третьих лиц Использование продуктов третьих лиц, зависимость от технологий
8 Скорость поиска и выдачи информации Индексация данных, работа полнотекстового поиска, релевантность результатов
9 Поддержка различных форматов данных Документы, таблицы, медиафайлы, базы данных, API-интеграции
10 Возможности кастомизации интерфейса Настройка под корпоративный стиль, создание персональных рабочих пространств
11 Наличие мобильного доступа Функциональность мобильных приложений, оффлайн-доступ
12 Система уведомлений и оповещений Настройка алертов, интеграция с мессенджерами и почтой
13 Аналитика использования базы знаний Статистика запросов, активность пользователей, востребованность материалов
14 Поддержка многопользовательского редактирования Конфликт версий, история изменений, система комментариев и рецензирования
15 Локализация и многоязычная поддержка Интерфейс, контент, машинный перевод
16 Стоимость владения Лицензии, обновления, техническая поддержка, затраты на внедрение и обучение
17 Интеграция с существующей ИТ-инфраструктурой Совместимость с CRM, ERP, системами документооборота и другими корпоративными системами
18 Простота администрирования Настройка прав доступа, управление пользователями, резервное копирование
19 Скорость внедрения Время на развертывание решения и обучение сотрудников
20 Гибкость структуры данных Возможность создания сложных связей между элементами, настройка иерархий
21 Наличие API для разработки собственных расширений Возможности кастомизации и доработки функционала под специфические нужды
22 Поддержка процессов обучения и адаптации Интерактивные руководства, система тестирования знаний, трекинг прогресса
23 Репутация вендора и стабильность продукта История компании, частота обновлений, roadmap развития продукта

Эта расширенная таблица позволяет проводить комплексную оценку программного обеспечения для создания корпоративной базы знаний. Для конкретного выбора рекомендуется:

  1. Присвоить вес каждому критерию по важности для организации
  2. Оценить каждый продукт по шкале (например, от 1 до 5)
  3. Провести сравнительный анализ полученных результатов

Такой подход поможет принять взвешенное решение при выборе между различными решениями для выбора инструментов создания баз знаний.

Это не полный перечень, список добавляется в зависимости от поставленных вами целей и спецификой вашего бизнеса.

1 - Обзор Notion: создание корпоративной базы знаний

Как использовать Notion для организации корпоративной базы знаний, его преимущества и возможные ограничения.

Почему Notion подходит для корпоративной базы знаний?

Notion сочетает в себе возможности вики, базы данных, трекера задач и системы документооборота.

Гибкость – можно создавать страницы с текстом, таблицами, календарями, чек-листами и встраиваемыми файлами.
Иерархичная структура – информация организуется в виде вложенных страниц и разделов.
Доступность – работает в браузере, на ПК (Windows/macOS) и мобильных устройствах (iOS/Android).
Интеграции – поддерживает подключение Google Drive, Figma, Slack и других сервисов.
Редактирование в реальном времени – несколько пользователей могут работать одновременно.
Шаблоны – готовые решения для Wiki, документации, onboarding и проектов.

Notion для корпоративной базы знаний: восторг и реальность

Первое знакомство с Notion вызывает настоящий восторг — кажется, что лучше не придумаешь. Красивый, продуманный интерфейс, эргономичное управление, бесшовная интеграция с популярными сервисами и потрясающие возможности для командной работы. Каждая деталь выглядит настолько идеально, что хочется сразу перенести в Notion все рабочие процессы. Это тот редкий случай, когда инструмент не просто функционален, но и доставляет эстетическое удовольствие от использования.

Однако когда восторг первых дней уступает место прагматичному взгляду, особенно в контексте создания корпоративной базы знаний, некоторые недостатки становятся очевидными. Гибкость Notion оборачивается необходимостью тщательной настройки, а отсутствие продвинутых функций администрирования и аналитики может стать проблемой для крупных компаний. В этой статье разберём, насколько Notion действительно подходит для систематизации знаний в бизнесе, где его сильные стороны — и в каких случаях стоит рассмотреть альтернативы.

Как создать корпоративную базу знаний в Notion?

1. Определите структуру

База знаний может включать:

  • О компании (миссия, ценности, история)
  • Политики и процедуры (HR, безопасность, регламенты)
  • Onboarding (руководства для новых сотрудников)
  • Техническая документация (инструкции, API, гайды)
  • FAQ и решения частых проблем
  • Проектная документация

2. Используйте шаблоны или создайте с нуля

Notion предлагает готовые шаблоны для Wiki и документации. Можно:

  • Взять за основу Team Wiki или Company Hub.
  • Настроить свою структуру с помощью страниц и подстраниц.

3. Организуйте доступ и права

  • Рабочее пространство (Workspace) – основная зона для всех сотрудников.
  • Разделы с доступом по ролям (например, финансовая информация только для бухгалтерии).
  • Гостевой доступ для внешних консультантов.

4. Добавьте базы данных для удобного поиска

  • Таблицы – для хранения процессов, контактов, регламентов.
  • Календари – для отслеживания сроков документов.
  • Теги и фильтры – для быстрой навигации.

5. Автоматизируйте обновления

  • Настройте напоминания о пересмотре документов.
  • Используйте webhooks и интеграции (например, обновление через Slack).

Оценка Notion по заявленным критериям для создания корпоративной базы знаний:

1. Требования к ресурсам

Облачное решение, минимальные требования к клиентским устройствам. Основная нагрузка на сервера Notion. 9/10

2. Степень вовлеченности сотрудников

Интуитивный интерфейс повышает вовлеченность, но требует культуры ведения базы знаний. 7/10

правильным решением будет обучить 1-2 специалистов, которые будут заниматься оформлением в заданных критериях материалы вашей базы знаний. Вовлечение в этот процесс всех сотрудников может привести к хаосу в базе знаний и разочарованию.

Удобно использовать в небольшой команде единомышленников, где все владеют навыками работы в Notion.

3. Требования к квалификации

Минимальные требования к пользователям которые получают данные из базы знаний, но для администрирования и наполнения нужны навыки. 8/10

4. Масштабирование

Хорошо масштабируется внутри команд, но есть ограничения на большие организации. 7/10

5. Распределенный доступ

Гибкая система ролей и разрешений. 8/10

6. Безопасность данных

Стандартные облачные меры защиты, нет сертификатов для госструктур и не гарантируется сохранность уникальной информации и Ноу-Хау. 5/10

7. Независимость от третьих лиц

Полная зависимость от облака Notion. 3/10

8. Скорость поиска

Быстрый поиск, но иногда проблемы с релевантностью. 6/10

9. Форматы данных

Поддержка основных форматов (PDF, DOCX, MD, CVS), ограниченная работа с CAD/спецформатами. 8/10

10. Кастомизация

Ограниченные возможности брендирования. 6/10

11. Мобильный доступ

Отличные мобильные приложения с оффлайн-режимом. 9/10

12. Уведомления

Базовые уведомления, интеграция со Slack. (Slack также недоступен в России) 6/10

13. Аналитика

Очень ограниченная аналитика использования. Для логирования и отслеживания зависимостей и тенденций не подходит и если для вас важно понимать как эффективно используется ваша база знаний, то отсутствие этого качества, практически перечеркивает всю пользу и удобства. 4/10

14. Многопользовательское редактирование

Отличная реализация совместной работы. 9/10

15. Локализация

Поддержка основных языков интерфейса (Для России сейчас доступно только через VPN). 7/10

16. Стоимость владения

Доступные тарифы для малого/среднего бизнеса (от 10$ за 1 пользователя в месяц. Если в вашей компании пользуются платформой 100 человек, то приготовьтесь оплачивать 100000 рублей notion, только за красивый интерфейс и это не считая работу по обслуживанию базы знаний). 7/10

17. Интеграция с ИТ-инфраструктурой

Много популярных интеграций (все интеграции не российские, хранят ваши данные и знания, вместе с личными данными сотрудников на иностранных серверах), нет глубокой интеграции с ERP. 4/10

18. Простота администрирования

Удобное управление, но нет детального аудита. 7/10

19. Скорость внедрения

Быстрый старт, минимальное обучение администраторов. 9/10

20. Гибкость структуры

Очень гибкая система организации данных. 9/10

21. API

Ограниченный API, нет полноценного SDK. 6/10

22. Обучение и адаптация

Хорошие возможности для создания обучающих материалов. 8/10

23. Репутация вендора

Стабильный развивающийся продукт. 8/10