Руководство пользователя
Categories:
Основные этапы создания руководство пользователя
Ракурс. Откуда лучше посмотреть?
Руководство пользователя с незапамятных времен превратилось из “предания” в “писания”.
Раньше то, как было?
Позовет мастер ученика и говорит: “Вот топор. Берешь его за топорище. Размахиваешься, да не так шибко. И лезвием ударяешь в чурбан. Понял?”
Конечно, поймет. Может и не с первого раза, но повторит, разок-другой и уже не хуже мастера машет.
Если такие инструкции были к каждому изделию, да еще разукрашенные…
Руководство пользователя должно быть как диалог мастера с учеником. И в этом деле нисколько не помеха ГОСТы.
Основные ошибки при написании руководства пользователя
1 — сухой и формальный подход. Заполнили структуру, как требуется по шаблону, отчитались и трава не расти.
Такое явление особенно часто бывает при переводах. Особенно, когда переводчик вообще не из этой темы.
У меня был такой опыт в 2000-х, когда я читал медицинскую литературу по Остеопатии, переведенную человеком, вообще не понимающем в медицине. Было ощущение, что чинят утюг, а не человека лечат.
2 — отсутствие словаря терминов и определений. Любая инструкция для пользователя — это разговорник для иностранца.
И не нужно стесняться сделать такой словарик в самом начале или в конце и потом еще несколько раз повториться в сносках на каждой страничке инструкции и описать новые и специальные слова.
А если вы делаете электронную инструкцию, то обязательно по каждому такому слову сделайте маленькую статью с определением и ссылочку прямо в тексте1.
Чем и удобен электронный справочник, что по ссылке легко перейти, прочитать определение и также легко вернуться к тому месту, где прервалось чтение.
Если ваш читатель не понял в предложении какое-то слово, то он уже не понял смысл всего предложения. А если он на странице не понял смысл одного предложения, то он уже не понял смысл всей страницы и т.д.
3 — инструкцию пишут без наглядных примеров и рисунков.
Каждый сталкивался с такой проблемой. Чтобы разобрать из текста и представить себе визуально, о чем идет речь. Это работа не для слабонервных.
Куда проще:
- кинул картинку;
- на картинке расставил цифры в кружочках;
- а после картинки дал описание, что означает каждая цифра.
А если нужно описать последовательность действий. То в этом случае вообще не скупитесь на картинки с циферками. Лучше них никто пользователю не расскажет.
4 — перестаньте умничать! Вы не диссертацию пишете. Люди, которые вас будут читать (я имею ввиду вашу инструкцию) ох как не нуждаются в теории. Им бы скорее сделать все и больше не отвлекаться.
Пишите простым языком. Выбирайте стиль изложения не назидательный, а представляйте себе диалог доброго мастера со своим учеником.
И опять ссылки! Если вы понимаете, что в этом разделе нужно пользователю подробно ознакомиться с другим разделом, так ему и напишите. А еще лучше указать номер раздела и страницу (если это бумажный вариант).
5 — не стесняйтесь делать различные справочники и приложения со ссылками на таблицы, рисунки, термины.
Структурируйте большие разделы документации и превращайте их в маленькие “шпаргалки” без лишней воды и также со ссылками на более подробное описание.
Так их и называйте:
- Приложение 1: Список таблиц в документе
- Приложение 2: Список иллюстраций в документе
- Приложение 3: Резюме по каждому разделу
- 3.1 Резюме по разделу 1
- 3.2 Резюме по разделу 2
- 3.3 Резюме по разделу 3
- Приложение 4: Термины и определения
- Приложение 5: Сокращения (обычно ставят в начале документа, но в электронном не обязательно).
И другие приложения.
Структура
-
Введение — расскажите о чем ваш документ и о чем вся система, которую описываем, но кратко.
-
Немного подробнее Назначение и условия применения «АС» про которую будем говорить в этом документе.
- Перечень функций, входящих в состав описываемой системы
- При каких условиях возможно устойчивое функционирования описываемой системы
-
Подготовка к работе
- Первичные настройки
- Порядок запуска системы/устройства/приложения
-
Описание операций
Это основной раздел. С этим разделом будет работать ваш читатель. Поэтому не скупитесь на все те предложения, которые я описал
Для правильного описания этого раздела нужно:
1 — составить предварительно все технологические операции, которые выполняются пользователем с применением этого устройства /программы /приложения /системы.
2 — на каждую такую технологическую операцию желательно нарисовать схему с пошаговыми действиями.
3 — подробно описать каждый шаг.
Если от вас требуют, чтобы в инструкции было описание функций и экранов системы, сделайте приложение с перечнем функций и перечнем экранов, со ссылками на страницы документа.
Пользователь выполняет технологические операции и он никогда не вспомнит на какой странице искать описание этого экрана, он вспомнит, на какой операции у него возникли проблемы.
- Обязательный раздел Устранение аварийных ситуаций.
Даже если не может быть. Сделайте этот раздел и напишите номер телефона куда позвонить если вдруг что.
-
Для любителей поучений, сделайте раздел, что еще нужно почитать пользователю, чтобы хорошо управляться с вашей системой, может курс высшей математики и физики под редакцией Яглома Исаака Моисеевича и Зельдовича Якова Борисовича.
-
И обязательно контакты.
Как я делаю руководство пользователя
При подготовке документов я использую:
- издательскую систему LATEX
- редактор EMACS
- графический редактор XARA, INKSCAPE
- редактор BPMN
- редактор построения моделей IDEF0…
- конструктор статических сайтов HUGO
Очень люблю Latex, в нем получаются изящные и структрурированные PDF документы.
Работаю на операционных системах:
- ARCH Linux
- FreeBsd
- Ubuntu/Debian
- Windows
- Mac OS
Очень люблю Freebsd. Очень проста, а главное в ней работает всё, что мне нужно.
При создании документации использую ГОСТы и стандарты
- ЕСКД
- ЕСПД
- Международные стандарты: ISO, ASME, JIS
ГОСТы — это наше всё.
Начнём?
-
Чтобы небыло лишних вопросов, ставьте ссылки прямо при описании процесса. ↩︎