Становление

В буддизме понятие бхава (санскр. भव, пали bhava) означает становление или процесс существования. Это один из ключевых элементов в цепи пратитья-самутпады (зависимого возникновения), где бхава возникает из упаданы (цепляния) и ведёт к джати (рождению).

Карма действия (крийя-карма) и карма результата (випака-карма)

В буддизме карма (пали камма) — это закон причины и следствия, но её можно разделить на два аспекта:

  1. Карма действия (крийя-карма)

    • Это само действие, совершаемое телом, речью или умом.
    • Оно может быть:
      • Благим (кушала) — ведущим к счастью (например, щедрость, доброта).
      • Неблагим (акушала) — ведущим к страданию (например, ложь, убийство).
      • Нейтральным — не имеющим значимых последствий.
    • Важен мотив (четана) — именно намерение определяет кармический вес поступка.
  2. Карма результата (випака-карма)

    • Это последствия действий, которые созревают в будущем.
    • Может проявиться:
      • В этой жизни (если условия благоприятны).
      • В следующем перерождении.
      • В отдалённых будущих жизнях.
    • Не все последствия проявляются сразу: некоторые “спят” в потоке сознания, пока не созреют условия.

Как бхава связана с кармой?

  • Бхава — это процесс формирования будущего существования через кармические импульсы.
  • Действия (крийя-карма) создают предрасположенности, которые влияют на випака-карму (результат), определяя следующее рождение.
  • Пока есть цепляние (упадана) и кармические отпечатки, процесс бхавы (становления) продолжается, а с ним — и цикл перерождений (сансара).

Как выйти из цикла бхавы?

Согласно буддизму, прекращение кармического становления возможно через:

  • Мудрость (праджня) — понимание непостоянства и отсутствия “я”.
  • Этичное поведение (шила) — избегание неблагих действий.
  • Созерцание (самадхи) — устранение привязанностей.

Таким образом, бхава — это динамический процесс, поддерживаемый кармой, а прекращение кармических циклов ведёт к нирване (освобождению).