Становление
В буддизме понятие бхава (санскр. भव, пали bhava) означает становление или процесс существования. Это один из ключевых элементов в цепи пратитья-самутпады (зависимого возникновения), где бхава возникает из упаданы (цепляния) и ведёт к джати (рождению).
Карма действия (крийя-карма) и карма результата (випака-карма)
В буддизме карма (пали камма) — это закон причины и следствия, но её можно разделить на два аспекта:
-
Карма действия (крийя-карма)
- Это само действие, совершаемое телом, речью или умом.
- Оно может быть:
- Благим (кушала) — ведущим к счастью (например, щедрость, доброта).
- Неблагим (акушала) — ведущим к страданию (например, ложь, убийство).
- Нейтральным — не имеющим значимых последствий.
- Важен мотив (четана) — именно намерение определяет кармический вес поступка.
-
Карма результата (випака-карма)
- Это последствия действий, которые созревают в будущем.
- Может проявиться:
- В этой жизни (если условия благоприятны).
- В следующем перерождении.
- В отдалённых будущих жизнях.
- Не все последствия проявляются сразу: некоторые “спят” в потоке сознания, пока не созреют условия.
Как бхава связана с кармой?
- Бхава — это процесс формирования будущего существования через кармические импульсы.
- Действия (крийя-карма) создают предрасположенности, которые влияют на випака-карму (результат), определяя следующее рождение.
- Пока есть цепляние (упадана) и кармические отпечатки, процесс бхавы (становления) продолжается, а с ним — и цикл перерождений (сансара).
Как выйти из цикла бхавы?
Согласно буддизму, прекращение кармического становления возможно через:
- Мудрость (праджня) — понимание непостоянства и отсутствия “я”.
- Этичное поведение (шила) — избегание неблагих действий.
- Созерцание (самадхи) — устранение привязанностей.
Таким образом, бхава — это динамический процесс, поддерживаемый кармой, а прекращение кармических циклов ведёт к нирване (освобождению).