Одновременность всех процессов
Анализ утверждения: все процессы в колесе сансары происходят одновременно, т.е. человек находится постоянно в неведении, его побуждают кармические импульсы совершать поступки и испытывать жажду и цепляние и ониже формируют новую карму, происходит непрерывное рождение и старение
1. “Все процессы в колесе сансары происходят одновременно”
- С одной стороны, в буддизме (особенно в школах Махаяны и Ваджраяны) действительно есть идея взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), где все 12 нидан (звеньев) могут рассматриваться не как линейная цепь, а как взаимосвязанная система.
- Например, авидья (неведение) поддерживает самскары (кармические импульсы), а те, в свою очередь, питают виджняну (сознание), и так далее — всё это работает циклично и одновременно.
- В тантре и дзогчене иногда говорят, что сансара и нирвана — это одно, а иллюзия времени создаёт видимость последовательности.
Но:
- В Тхераваде и раннем буддизме акцент делается на постепенном развитии кармы и перерождений.
- “Одновременность” здесь скорее означает, что причины и следствия переплетены, а не что всё происходит буквально в один момент.
2. “Человек постоянно находится в неведении, его побуждают кармические импульсы”
- Да, это верно.
- Авидья (неведение) — корень сансары, из-за неё возникают жажда (танха) и цепляние (упадана), которые ведут к новым действиям (карма).
- Кармические импульсы (самскары) действительно подталкивают к поступкам, создавая новые кармические семена.
3. “Непрерывное рождение и старение”
- Это соответствует учению о мгновенных перерождениях (кшаника-вада).
- В буддизме нет вечной души, но есть поток сознания (сантана), который каждое мгновение “умирает и рождается” под влиянием кармы.
- Физическая смерть — лишь один из этапов, но процесс ментального рождения (становления, бхава) происходит постоянно.
Вывод
Утверждение в целом верно, особенно с точки зрения недвойственных школ (Махаяна, Ваджраяна), где сансара рассматривается как динамический, мгновенно обновляющийся процесс.
Однако:
- В классическом (Тхеравадинском) подходе больше акцента на постепенном накоплении и созревании кармы.
- “Одновременность” не означает, что прошлое и будущее смешаны, а скорее то, что причины и следствия взаимосвязаны в каждый момент.
Таким образом, сансара — это непрерывный поток обусловленного существования, в котором:
- Неведение порождает жажду.
- Жажда ведёт к действиям (карма).
- Действия формируют новые условия перерождения.
- Цикл повторяется до пробуждения (нирваны).
Этот процесс можно осознать и прекратить через практику (медитация, мудрость, этика).