Одновременность всех процессов

Анализ утверждения: все процессы в колесе сансары происходят одновременно, т.е. человек находится постоянно в неведении, его побуждают кармические импульсы совершать поступки и испытывать жажду и цепляние и ониже формируют новую карму, происходит непрерывное рождение и старение

1. “Все процессы в колесе сансары происходят одновременно”

  • С одной стороны, в буддизме (особенно в школах Махаяны и Ваджраяны) действительно есть идея взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), где все 12 нидан (звеньев) могут рассматриваться не как линейная цепь, а как взаимосвязанная система.
  • Например, авидья (неведение) поддерживает самскары (кармические импульсы), а те, в свою очередь, питают виджняну (сознание), и так далее — всё это работает циклично и одновременно.
  • В тантре и дзогчене иногда говорят, что сансара и нирвана — это одно, а иллюзия времени создаёт видимость последовательности.

Но:

  • В Тхераваде и раннем буддизме акцент делается на постепенном развитии кармы и перерождений.
  • “Одновременность” здесь скорее означает, что причины и следствия переплетены, а не что всё происходит буквально в один момент.

2. “Человек постоянно находится в неведении, его побуждают кармические импульсы”

  • Да, это верно.
  • Авидья (неведение) — корень сансары, из-за неё возникают жажда (танха) и цепляние (упадана), которые ведут к новым действиям (карма).
  • Кармические импульсы (самскары) действительно подталкивают к поступкам, создавая новые кармические семена.

3. “Непрерывное рождение и старение”

  • Это соответствует учению о мгновенных перерождениях (кшаника-вада).
  • В буддизме нет вечной души, но есть поток сознания (сантана), который каждое мгновение “умирает и рождается” под влиянием кармы.
  • Физическая смерть — лишь один из этапов, но процесс ментального рождения (становления, бхава) происходит постоянно.

Вывод

Утверждение в целом верно, особенно с точки зрения недвойственных школ (Махаяна, Ваджраяна), где сансара рассматривается как динамический, мгновенно обновляющийся процесс.

Однако:

  • В классическом (Тхеравадинском) подходе больше акцента на постепенном накоплении и созревании кармы.
  • “Одновременность” не означает, что прошлое и будущее смешаны, а скорее то, что причины и следствия взаимосвязаны в каждый момент.

Таким образом, сансара — это непрерывный поток обусловленного существования, в котором:

  1. Неведение порождает жажду.
  2. Жажда ведёт к действиям (карма).
  3. Действия формируют новые условия перерождения.
  4. Цикл повторяется до пробуждения (нирваны).

Этот процесс можно осознать и прекратить через практику (медитация, мудрость, этика).