9 месяцев беременности
В буддийской концепции пратитья-самутпады (зависимого возникновения) 12 нидан действительно описывают процесс перерождения, но их временные рамки не жёстко привязаны к 9 месяцам беременности
1. Точное соответствие нидан и этапов зачатия/развития
- “Сознание” (виджняна) – действительно ключевая нидана для зачатия. В момент смерти предыдущая виджняна (с кармическими отпечатками) ищет новое воплощение.
- “Имя-и-форма” (нама-рупа) – начало формирования психических и физических структур в утробе.
- “Шесть сфер чувств” (шадаятана) – развитие органов чувств у плода.
- “Соприкосновение” (спарша) – первые ментальные реакции (например, на звуки или состояние матери).
- “Чувство” (ведана) – зачатки удовольствия/страдания.
- “Жажда” (танха) и “Цепляние” (упадана) – внутриутробные кармические тенденции (например, “стремление” родиться).
Но:
- Эти процессы могут быть растянуты или сжаты во времени в зависимости от кармы.
- В некоторых комментариях (например, в «Висуддхимагге») говорится, что жажда и цепляние – это не только внутриутробные, но и предыдущие ментальные акты, приведшие к перерождению.
2. Почему 9 месяцев – условность?
- Не все существа рождаются из утробы (есть яйцекладущие, самозарождающиеся, чудесные рождения – как у богов или обитателей адов).
- В Абхидхарме уточняется, что для адовых существ или дэвов “формирование” тела может происходить мгновенно.
- Даже у людей кармически обусловленные этапы могут не совпадать с биологическими (например, сознание может “ждать” подходящего момента для зачатия годами).
3. Альтернативное толкование: ниданы как вневременной цикл
В школах Махаяны (особенно в Йогачаре) ниданы иногда трактуют как постоянно действующий психический процесс, а не только как описание беременности.
Например:
- “Жажда” и “цепляние” возникают ежесекундно в уме обычного человека.
- “Рождение” и “старость” – это каждое новое мгновение существования в сансаре.
В этом случае “9 месяцев” – лишь метафора для иллюстрации непрерывности кармического потока.
Точки зрения
- Да, в классической интерпретации (особенно в Тхераваде) этапы от “сознания” до “рождения” можно условно сопоставить с внутриутробным развитием, но:
- Это не строго 9 месяцев – срок зависит от вида перерождения.
- Некоторые ниданы (танха, упадана) работают ещё до зачатия.
- В Махаяне акцент смещается на мгновенное развёртывание нидан в уме.
То есть биологическое рождение – лишь частный случай “рождения” (джати) как нового кармического цикла.